Проект МиРу - LiR. Главная страница.

Клуб любителей приключений

|Философия | Новости | Фотографии | Рассказы | О нас | Members |

Back | Main

Все материалы раздела: Сплав Великая-2010

Сплав Великая 2010. Описание

2010-05-12

Настя В.

Keywords:

рассказ


Category:

Катамаран

Extreme

Псков

LiR-ы


Рассказ о двухдневном сплаве по реке Великая в Псковской области,

проходившем с 1 по 2 мая 2010 г.

Участники: лир Эрик, раздолбайка Настя (катамаран Тритон-2).

Река Великая берет начало на юго-востоке Псковской области и течет на северо-запад, до самого Пскова, за которым впадает в Псковское озеро. На всем протяжении (а это свыше 200 км) река не имеет категорийных порогов, зато богата разнообразными препятствиями иного рода. В верховьях реки ближе к истоку это многочисленные завалы, наносы, разливы, заболоченые участки и причудливые меандры, сопровождаемые частичным исчезновением русла, которые не только затрудняют прохождение этого участка реки с технической точки зрения, но и ставят перед путешественниками сложные задачи ориентирования, что для рек в общем не характерно. Летом к названным препятствиям добавляются густые заросли крапивы по берегам и обилие кровожадной фауны в воде и в воздухе, которые хотя и не влияют напрямую на проходимость маршрута, однако могут оказать существенное влияние на психологическое состояние и даже физическое здоровье путешественников. Указанные факторы, впрочем, не исключают возможность прохождения верховьев реки Великая подготовленным экипажем, о чем свидетельствует успешный опыт одной из предшествующих экспедиций [1]. В среднем течении река в целом не представляет трудностей для прохождения, несмотря на наличие нескольких шивер, которые лишь вносят некоторое оживление в её размеренное течение. В низовьях река Великая имеет достаточно широкое русло и обычно не вызывает интереса у путешественников. Наиболее популярным участком для сплава являются верховья реки в период весеннего паводка (апрель-май), наиболее подходящим судном — байдарка, однако известны случаи прохождения различных участков реки в различные времена года подготовленными экипажами на альтернативных видах плавательных средств [1, 2,3].

Используемые материалы

1.«Тернистые воды Великой». (рассказ) Э. Васильев. Август 1998.

2.Сплав по средней Великой. (фото) Э. Васильев и др. Апрель 2001.

3.Детский сплав по р. Великая. (карта) Э. Васильев. Август 2009.

Наше путешествие к реке Великая началось недалеко от Москвы рано утром 1 мая. Пока летели по Новорижскому шоссе, рассвело, однако из-за плотной облачности ощущение сумерек сохранялось довольно долго. Остановившись для заправки, увидели на торце кирпичного дома надпись, послужившую прообразом девиза нашего путешествия: «Май. Труд. Сплав!».

Позавтракали на примыкающей к шоссе лесной дорожке, отметив обилие вокруг нас подснежников и каких-то не известных нам зелёных цветов, а также не озеленившиеся ещё (в отличие от московских) берёзки и осинки. Семь часов в пути пролетели почти незаметно, и на месте старта в районе деревни Поддубье мы оказались согласно плану — около полудня. Немного поблуждав в поисках нужной поляны, нечаянно проехали через яблоневый сад, за что были исхлестаны по лобовому стеклу ветками яблонь-аборигенов, возмущенных такой бесцеремонностью непрошенных московских гостей.

Великая 2010. Место стапеляНо наконец, поляна была найдена. На горизонте виднелся саморазрушающийся свинарник, над ним безмятежно порхали облачка, солнышко начинало пригревать, местная изголодавшаяся по сочным туристским телам мошкара сразу окружила нас вниманием и заботой... Красота!

Можно было расстелить шкуры катамарана (тритончега) и с чувством, с толком, приступить к сборке.

Пока я пыталась разместить в шкуре тритончега то, что согласно замыслу конструкторов и моим ожиданиям должно было в ней поместиться (каркас), Эрик отогнал машину на ближайшую турбазу и бегом вернулся назад по кратчайшему пути, пролегающему через заросли хищных кустарников и небольшой брод глубиной полчеловека.

Сборка ТритончегаПо возвращении Эрик застал катамаран в том же виде, в котором оставил его два часа назад: я как раз разобрала раму после очередной попытки соединить несоединимое. Погруженная в собственные мысли, я никак не отреагировала на сообщение Эра о том, что на турбазе его машина была атакована двумя пнями-ниндзя и получила некоторые повреждения корпуса. Мои мысли в тот момент были полностью заняты тритончегом, которому нам в итоге удалось придать пригодную для сплава форму, применив физическую силу вкупе с накопленным опытом и пренебрегая некоторыми точками крепления.

Сборка Тритончега. Продолжение

Отчалили мы в 8 часов вечера, готовые к любым испытаниям.

Закат на Ясском озереИспытания, впрочем, нам навстречу не спешили. Подпитанная половодьем река текла быстро, так что её даже не приходилось подгонять вёслами. Ограничители скорости в виде лежащих поперек русла деревьев обходились на маневренном тритончеге без труда. Единственный встреченный мост был обнесён — и то только потому, что мы не угадали нужную протоку, а грести назад против течения было далековато и лень. На втором часу сплава мы вышли к озеру Ясскому, перед которым река долго петляла, как будто искала возможность спрятаться в лесу и ни в какие озера не впадать. Солнце уже готово было скрыться за горизонтом, и пора было становиться на ночлег, однако шанс расположиться с комфортом на берегу озера казался нам невеликим.

А дело было в том, что пока мы собирали на берегу тритончег, мимо нас одна за другой проплывали группы людей на байдарках. Приветственно кивая коллегам и высматривая среди них знакомых, Эр, как потом выяснилось, не забывал отсчитывать в уме количество остаюшихся потенциально не занятыми удобных мест для стоянки. К моменту нашего старта это количество стало досадно близким к нулю, что подтверждалось теперь мерцанием костра на ближайшем к нам высоком берегу. Уходить по озеру в сторону от маршрута не хотелось, проходить затемно весь рассчитанный на 2.5 дня километраж со всеми попутными красотами — тоже. К тому же, начинали сказываться ранний ночной подъём, долгая дорога и насыщенный событиями день. Запечалтев на фото последние лучи заходящего солнца, Эр обратил объектив к моему уже синему-презеленому лицу. Лицо не сопротивлялось.

На озере ЯсскомНастяНаудачу мы двинулись вперёд, к выходу из озера, надеясь найти местечко на дальнем мысу. Крепкий попутный ветер ударил в лицо, бурунчики запенились под острыми носами баллонов, откуда-то появились силы... Дальний мыс приближался, медленно выступая из ночи, и не обнаруживал признаков присутствия людей. Наконец, радость — свободная стоянка! Целая поляна, на высоком берегу, с соснами — наша! Пока мы выгружались, начал накрапывать дождь. Стараниями Эрика над поляной был растянут скромный тент размером с небольшой теннисный корт. Развели костер, сварили ужин — жизнь начала обретать краски. Я на всякий случай пояснила, что все происходящее доставляет мне исключительное удовольствие, а мой загробный голос стоит отнести на счет естественной усталости и не придавать ему значения. Эр, как мне показалось, ответил нечто в том же духе.

Следующее утро оказалось солнечным, вопроеки ожиданиям и робким надеждам на законный сон до обеда по причине проливного дождя.

Берега озера понемногу начинали расцвечиваться всевозможными оттенками зелёного.

На озере Ясском

На озере Ясском

Мынеспеша собрались, с удовлетворением отметив, что вчера за 2 часа прошли запланированные на полдня 10 км пути. Вышли к обеду. Прошли около 3 км до озера Зверино. На берегу этого озера, на турбазе Алоль, нас дожидалась оставленная там накануне машина, но мы собирались пройти дальше и вернуться к машине уже проверенным способом — бегом. Однако, увидев на территории турбазы палаточный лагерь с зачаленными рядом байдарками, мы остановились: примерно в это время на этой самой базе была запланирована встреча некоторой группы людей на байдарках с псковским товарищем Эра, должным приехать посуху. Не успели мы расчехлить оптические приборы, чтобы получше рассмотреть лагерь и его обитателей, как с берега донеслись призывные крики, явно свидетельствующие о том, что нас узнали.

На этом сплавная часть нашего путешествия закончилась. На следующий день, 3 мая, на пути к Пскову мы с удивлением отметили, что таившиеся до сих пор почки на деревьях раскрылись — да так дружно, что дорога с зеленеющими по обочинам тополями стала навевать мысли о каком-нибудь далеком Краснодаре. Наступало лето :)

Настя Вивчар

Май, 2010

  Комментариев: Добавить комментарий 

Стихии

Параплан

Парашют

Катамаран

Плот

Яхтинг

Горы

Походы

Машина

Рыбалка

Люди

LiR-ы

Друзья

География

Псков

Кольский

Карелия

Байкал

Питер

Хорватия

Молдавия


Rambler's Top100

Все замечания и пожелания присылайте на ericv@mail.ru. Copyright 1997-2016 LiR Club